Статьи

Суд ЕС Подтвердил Отказ в Регистрации Комбинации Красно-Белого Цвета Бренда Biscoff в Качестве Товарного Знака

lotus bakeries, печенье biscoff, фирменные цвета бренда biscoff, товарный знак для цвета
В конце марта 2025 года CJEU (Суд ЕС) подтвердил отказ Апелляционного Совета в регистрации комбинации красно-белого цвета в качестве товарного знака. Знак был заявлен на регистрацию от имени бельгийской компании Lotus Bakeries, владельца бренда Biscoff, под которым производится уникальное карамельное печенье с корицей, сладкие пасты, мороженое и другие сладости. Продукция бренда отличается не только необыкновенным вкусом, но и контрастными фирменными цветами - красным и белым, по которым, как предполагает владелец бренда, потребители европейского рынка узнают сладости от Biscoff.

Комбинация красного и белого цвета была заявлена в качестве товарного знака в отношении товаров 30 класса (печенье, пряники, пасты, др.) 22 февраля 2022 года в EUIPO (патентное ведомство ЕС).
фирменные цвета бренда biscoff , цвет как товарный знак, товарный знак для цвета
Заявленное на регистрацию обозначение
В феврале 2023 года EUIPO отказало в регистрации заявленного обозначения на основании статьи 7(1)(b) EUTRM Постановления Европейского Парламента и Совета ЕС 2017/1001, согласно которой обозначения, не обладающие различительной способностью, не могут быть зарегистрированы в качестве товарного знака.

Различительная способность товарного знака - важное условие для его регистрации, которое заключается в непохожести и оригинальности обозначения по сравнению с другими обозначениями, которые используются на рынке в отношении аналогичных товаров.

На решение экспертизы заявитель подал апелляцию, в удовлетворении которой Апелляционный Совет отказал, аргументировав свой отказ следующим: красный цвет является основным цветом для привлечения внимания, белый цвет является нейтральным и всегда хорошо сочетается с другими цветами. Комбинация красного и белого цвета в данном случае является инструментом маркетинга, а не товарным знаком. В заявленном обозначении отсутствуют отличительные элементы, которые помогли бы потребителям определить источник происхождения товара (Lotus Bakeries), маркированного этим знаком. Таким образом, Апелляционный Совет пришел к выводу, что заявленное обозначение не обладает различительной способностью и не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака.
бренд biscoff, товарный знак biscoff, товарный знак для цвета, нестандартный товарный знак
Фото: сайт Lotus Bakeries
Lotus Bakeries обратилась в CJEU с просьбой отменить решение Апелляционного Совета и назначить повтороную экспертизу заявленного обозначения.

В своем решении от 26 марта 2025 года CJEU напомнил, что при принятии решения по данному спору необходимо учитывать текущую судебную практику, в частности: в целях определения, может ли цвет или комбинация цвета отличать товары или услуги одного производителя от аналогичных товаров и услуг других производителей, необходимо установить, несет ли в себе цвет или комбинация определенную информацию об источнике происхождения товаров. Также в решении вопроса, может ли конкретный цвет или комбинация цвета выполнять функцию товарного знака, необходимо учитывать общественный интерес и не ограничивать доступ к цветовой гамме других производителей аналогичных товаров. Если цвет/комбинация цвета самостоятельно не обладает различительной способностью, для ее приобретения в обозначении должны присутствовать иные отличительные элементы.

CJEU оставил в силе решение Апелляционного Совета и пришел к следующим выводам:

  • заявитель пытался убедить EUIPO и CJEU в том, что, несмотря на кажущуюся простоту, расположение белых полос на красном фоне не является стандартным, обладает оригинальным исполнением и привлекает внимание потребителей. CJEU не согласился, настаивая на том, что, скорее всего, потребители воспринимают комбинацию красного и белого цвета в качестве декоративного элемента или описательного, если речь идет о вкусе кондитерских изделий или их ингредиентах;
  • комбинация красного и белого цвета часто встречается на рынке печенья, шоколада, пирожных и других сладостей, соответственно, заявленное обозначение, которое не является особенным и отличающимся, вряд ли может восприниматься потребителями в качестве товарного знака;
  • поскольку в маркетинге красный цвет используется для привлечения внимания, несправедливо ограничивать производителей кондитерских и булочных изделий в использовании этого цвета, предоставляя такое право всего лишь одному производителю.

Это решение CJEU в очередной раз подтверждает сложность регистрации нестандартных товарных знаков в ЕС, в том числе когда речь идет о цвете в качестве товарного знака. Для предоставления правовой охраны цвету или комбинации цвета заявленное обозначение должно обладать сильной различительной способностью в отношении заявленных товаров, особенно если в данной области цвет имеет важное значение с точки зрения маркетинга и привлечения внимания потребителей.

Lotus Bakeries v EUIPO
ТОВАРНЫЕ ЗНАКИ
Made on
Tilda