Статьи

Суд ЕС Прекратил Правовую Охрану Товарного Знака для Жёлто-Оранжевого Цвета для Шампанского Veuve Clicqout

Различительная способность товарного знака - важное условие для его регистрации. Суть различительной способности заключается в том, что обозначение должно отличаться от других обозначений, которые используются для аналогичных товаров или услуг на конкретном рынке, и должно вызывать у потребителей ассоциацию с источником происхождения (производителем).

Если товарный знак не обладает различительной способностью, он может ее приобрести вследствие его интенсивного использования. Но заявителю придется это доказать.
6 марта 2024 года Суд ЕС прекратил действие товарного знака для определенного оттенка желто-оранжевого цвета, который использует известный бренд шампанского Veuve Clicqout. Данный оттенок в системе Pantone обозначен, как Pantone 137 C. Когда-то производителю Veuve Clicquot удалось убедить Ведомство по интеллектуальной собственности ЕС (далее - EUIPO), что данное обозначение обладает различительной способностью во всех 27 странах ЕС, но в споре с сетевым ритейлером Lidl производитель шампанского не смог подтвердить наличие различительной способности данного знака, по крайней мере, в двух европейских странах. На этом основании Суд ЕС прекратил правовую охрану данного товарного знака.
12 февраля 1998 года производитель шампанского Veuve Clicquot Ponsardin подал в EUIPO заявку на регистрацию в качестве товарного знака ЕС желто-оранжевый оттенок для напитков 33 класса "шампанские вина". В 2000 году EUIPO отказало в регистрации на основании отсутствия различительной способности заявленного обозначения, но заявитель не сдался и в течение следующих 6 лет продолжал доказывать свое право на данный оттенок цвета. Решение о регистрации желто-оранжевого цвета в качестве товарного знака было вынесено 26 апреля 2006 года. А в марте 2010 года право на данный товарный знак было передано крупнейшему французскому производителю шампанского - Moët & Chandon.
В 2015 году крупный европейский сетевой ритейлер Lidl заявил, что товарный знак для цвета Veuve Clicqout не обладает различительной способностью, то есть не идентифицирует товар, для которого используется, а значит должен быть аннулирован. В августе 2022 года Апелляционный Совет ЕС подтвердил, что на момент подачи заявки большая часть населения ЕС различала данный цвет в отношении шампанского и его производителя Veuve Clicqout, соответственно, на момент подачи заявки обозначение приобрело различительную способность в ходе использования.

Но Lidl на этом не остановился и подал апелляцию в Суд ЕС. 6 марта 2024 года Суд ЕС вынес решение в пользу Lidl и еще раз подтвердил, что для регистрации цвета в качестве товарного знака применяются очень высокие требования.

В ходе рассмотрения дела Судом ЕС Veuve Clicqout не удалось предоставить убедительные доказательства, что желто-оранжевый цвет приобрел различительную способность во всех странах ЕС, в том числе в Греции и Португалии. Суд ЕС еще раз напомнил, что для регистрации нетрадицинного товарного знака ЕС, к каким относится и цвет, необходимо предоставить доказательства, что заявленное обозначение приобрело различительную способность в отношении заявленных товаров или услуг во всех странах ЕС.

Суд ЕС не принял в качестве доказательств о приобретенной различительной способности статьи из газет о бренде и шампанском Veuev Clicqout, разъяснив, что они не доказывают, что данный товарный знак идентифицирует шампанское определенного производителя и никак не доказывают, что для потребителей данный знак является узнаваемым. Таким образом, Суд ЕС сделал вывод, что производитель шампанского Vueve Clicqout не предоставил доказательства в отношении Греции и Португалии, соответственно, Апелляционный Совет ошибся в выводе о том, что данный знак обладает различительной способностью. Без убедительных доказательств даже в отношении только двух стран, различительная способность знака не может быть установлена для всего ЕС.
Суд ЕС отменил решение Апелляционного Совета и обязал EUIPO прекратить правовую охрану товарного знака для желто-оранжевого цвета в ЕС.

Это решение еще раз показывает, как сложно зарегистрировать нетрадиционный товарный знак в ЕС и поддерживать его охрану. Требования к доказательствам в пользу приобретенной различительной способности настолько высоки, что даже самые известные бренды не могут их выполнять, не говоря уже о новичках на европейском рынке. Географический фактор остается решающим для нетрадиционных знаков. Различительная способность должна быть доказана в каждой стране ЕС. Также необходимо учитывать еще и вид предоставляемых доказательств. Статьи из СМИ, в том числе из газет, не являются главными доказательствами приобретенной различительной способности, скорее всего, они носят второстепенный характер. Большее значение имеют опросы, результаты исследования рынка, использование товарного знака в рекламных кампаниях. Если различительная способность обозначения может быть доказана только в нескольких станах ЕС, зарегистрировать товарный знак ЕС вряд ли получится. В таком случае лучше получить национальные регистрации в каждой европейской стране отдельно.
ТОВАРНЫЕ ЗНАКИ
Made on
Tilda