Патентные Ведомства США и ЕС Отказали в Регистрации Товарного Знака для Формы Вафельного Рожка
Американский производитель вафельных рожков с начинкой MUDDY BITES регистрирует товарные знаки для формы рожка в нескольких странах. Вафельные рожки MUDDY BITES с разными начинками по размеру напоминают маленькую конфету, производитель относит их к снекам. Рожки предлагаются в качестве самостоятельного снека, могут быть топпингом к мороженому или добавкой к другим десертам.
2 июня 2023 года заявка на регистрацию формы рожка MUDDY BITES была подана в патентное ведомство США. Международная заявка на регистрацию этого знака подана 2 декабря 2023 года с расширением на Канаду, Китай, страны ЕС, Мексику и Турцию. В описании знака указано, что знак состоит из объемной конусообразной формы десерта со скруглёнными концом, на поверхности которого расположены пересекающиеся по диагонали прямые линии; начинка в верхней части изображена изогнутыми линиями. Знак заявлен для товаров 30 класса, в том числе для снеков в вафельных рожках и шоколадных снеков в вафельных рожках.
США
Законодательство о товарных знаках США устанавливает, что товарные знаки, состоящие из формы товара, не обладают различительной способностью, а значит не могут выполнять функцию товарного знака.
Различительная способность товарного знака - важное условие для его регистрации, которое заключается в непохожести и оригинальности обозначения по сравнению с другими обозначениями, которые используются на рынке в отношении аналогичных товаров.
Тем не менее, если заявитель сможет доказать, что обозначение, состоящее из формы товара, приобрело различительную способность, то есть потребители могут ассоциировать обозначение с источником его происхождения (производителем), такому обозначению может быть предоставлена правовая охрана.
В ноябре 2023 года патентное ведомство США сообщило заявителю о том, что заявленный знак не может быть зарегистрирован по вышеуказанной причине и предложило предоставить доказательства в пользу его различительной способности. В качестве доказательств о приобретенной различительной способности знака могут быть представлены договоры продаж, информация о расходах на рекламу, опросы потребителей и др. Все доказательства должны иметь отношение только к использованию знака в США. Использование знака в иностранных государствах не доказывает приобретенную различительную способность знака в США. У заявителя есть срок до начала мая, чтобы направить свой ответ.
Европейский Союз
4 апреля 2024 года Ведомство по интеллектуальной собственности ЕС (EUIPO) отказало в предоставлени охраны международной регистрации для формы вафельного рожка.
Отказ вынесен на основании статьи 7(1)(b) EUTRM Постановления Европейского Парламента и Совета ЕС 2017/1001, согласно которой обозначения, не обладающие различительной способностью, не могут быть зарегистрированы в качестве товарного знака.
EUIPO пришло к выводу, что заявленное обозначение состоит из стандартной конусообразной формы вафельного рожка с начинкой внутри. Такая форма рожка является обычной и широкораспространенной среди других производителей вафельных рожков. Форма не отличается в значительной степени от других форм вафельных рожков на европейском рынке. В качестве доказательств EUIPO привело примеры рожков других производителей.
У заявителя есть 2 месяца, чтобы подать апелляцию на отказ EUIPO.
Позиция EUIPO в отношении регистрации объемных товарных знаков следующая. Восприятие потребителями товарного знака в виде формы товара не обязательно такое же, как в случае восприятия словесных и изобразительных товарных знаков, которые не зависят от формы товара. Обычно потребители не могут догадаться об источнике происхождения товара, полагаясь только на его форму или упаковку без каких-либо изобразительных или словесных элементов, поэтому установить различительную способность объемного обозначения в виде формы товара сложнее, чем установить данный характер словесного или изобразительного обозначения. Соответственно, только форма товара, значительно отличающаяся от принятых форм в данной сфере, может быть признана обладающей различительной способностью. Простого отклонения от стандартной формы недостаточно. Чтобы товарный знак мог выполнять свою главную функцию, а именно указывать на источник происхождения, разница между заявленным обозначением и стандартом должна быть значительной.
Продолжение по мере развития событий.
P.S. В США товарный знак зарегистрирован 3 сентября 2024 года. В ЕС и Китае товарному знаку отказано в регистрации, и заявитель не предпринял действия по его преодолению. В Турции вынесен предварительный отказ в регистрации. В Мексике и Канаде обозначение находится на стадии экспертизы.